Из истории создания «Коми регионального отделения Всероссийской организации мастеров-реставраторов, настройщиков музыкальных инструментов России»

Из истории создания «Коми регионального отделения Всероссийской организации мастеров-реставраторов, настройщиков музыкальных инструментов России»
17 марта 2015

Первые десятилетия ХХ века стали временем формирования основ профессиональной музыкальной культуры многих этносов, населявших просторы России. Предки коми народа, называвшиеся «пермяне», «зыряне», обитавшие на Северо-Востоке Европейской части огромной страны, уже с XII века находились под влиянием Великого Новгорода. В XIV веке они были обращены в христианскую веру посланцем Москвы, иеромонахом Стефаном, прозванным впоследствии Пермским. В дальнейшем северная часть территории, ими занимаемой, относилась к Архангельской губернии, южная - к Вологодской. Сыктывкар, получивший статус города по Указу Екатерины II в 1780 году, назывался первоначально Усть-Сысольском и был центром одноимённого уезда Вологодской губернии.

Издревле предки коми использовали «звучащие предметы» – прежде всего те, которыми, ударяя друг о друга (или о другой предмет) в определенном ритме, можно было сопровождать обрядовый причет или пение. Позднее появились инструменты, на которых можно было извлекать звуки, составляющие музыкальный звукоряд – множество духовых, а также и струнные с корпусами различной формы. На протяжении нескольких веков сформировался богатый и разнообразный коми национальный инструментарий и, соответственно, репертуар, на нём исполняемый.

Однако под влиянием русской музыкальной культуры, особенно усилившимся к концу XIX века, многие коми старинные инструменты утратили былое значение. Некоторые из них остались в обрядовой сфере, другие – в быту охотников, на долгое время уходивших на промысел и скрашивавших долгие зимние вечера пением под аккомпанемент струнного смычкового инструмента, называвшегося «сигудэк».

Тем временем коми-зыряне, бывая не только в ближних городках - Яренске и Великом Устюге, но и в центрах губерний – Вологде, Архангельске, Вятке (ныне Киров), в Москве и Санкт-Петербурге, знакомились там с культурными традициями и стремились перенести их в свою среду. Приезжавшие в Коми край по служебным делам образованные интеллигентные люди тоже способствовали приобщению местных жителей к культуре, в частности, и к музыкальному искусству. Так, в Усть-Сысольске в 1819 году «местными силами» была представлена опера А.Титова на либретто А.Княжнина «Филаткина свадьба» (премьера её состоялась в Петербурге десятилетием ранее). В 1831 году наиболее просвещённые жители городка обратились к вологодскому губернатору с просьбой о разрешении открыть в уездном центре «свой» театр. Поскольку спектакли, как правило, сопровождались музыкой, такое стремление означает, что культурная усть-сысольская публика уже ознакомилась со скрипкой, гитарой, фортепиано, фисгармонией. В последние десятилетия века даже в коми сёлах и деревнях (в большей степени, видимо, в окружавших Усть-Сысольск волостях) любимыми инструментами стали, как повсеместно в России, гармоника и балалайка.

На страницах автобиографической книги «Сквозь строй жизни» выдающегося коми писателя, философа и общественного деятеля К.Ф.Жакова (1866-1929) нередко встречаются строки, относящиеся к музыкальному искусству. Автор вспоминает, как он «отправился в город со скрипкой в руках», как брат сделал для него «гармонику с огнистыми созвучиями». Сведения о гармониках, сработанных сельскими умельцами, как о ходовом товаре на ярмарках, свидетельствуют о том, что коми освоили новый промысел. Посетившему Усть-Сысольск (в 1898 году) Великому Князю Сергею Александровичу крестьяне Вильгортской волости А.Налимов и М.Ватаманов преподнесли фисгармонию своей работы. Есть данные, что такой сложный инструмент изготовляли и в селе Межадор (ныне оно относится к Сысольскому району Республики Коми).

Талантливости коми «отходников» – крестьян, уходивших из родных мест «на промыслы» – можно дивиться. Ведь когда В.В.Андреев создавал свой Великорусский оркестр народных инструментов, впоследствии ставший знаменитым во всём мире, старинные балалайки и домры под его руководством реконструировал мастер-краснодеревщик, выходец из села Вильгорт вблизи Усть-Сысольска. Обновлённая им балалайка в конце XIX века обрела в русском быту широчайшую популярность, а коми крестьянин С.И.Налимов (1858-1916) прославился как выдающийся мастер музыкальных инструментов. Память о нём хранит родной народ – в честь его в Выльгорте (ныне это село – центр Сыктывдинского района Коми Республики) проводятся фестивали и праздники.

В XX веке всё, что касалось коми народной инструментальной музыки, стало предметом долгого серьёзного изучения. Один из первых коми профессиональных композиторов, музыковед-фольклорист, кандидат искусствоведения П.И.Чисталёв (1921-1988) в течение многих лет собрал богатую коллекцию старинных коми народных музыкальных инструментов. Пэлян, чипсан, буксан, брунган, сигудэк… История их возникновения, развитие, появление множества разновидностей (из различных материалов), конструкция и художественные возможности, условия бытования, функция в жизни коми-зырян, исполняемый репертуар и ещё многое вошло в его диссертацию. Защита учёного труда состоялась в 1974 году в Ленинграде. В 1984 году Сыктывкарское книжное издательство опубликовало монографию исследователя «Коми народные музыкальные инструменты».

Задачей Чисталёва было не только «музейное» сохранение многовекового музыкально-этнографического наследия коми. Больше всего Прометею Ионовичу хотелось, усовершенствовав «старину», внедрить её в современный музыкальный быт, в концертную практику. В определённой мере это ему удалось. Ныне национальные музыкальные инструменты используются Государственным ансамблем песни и танца Республики Коми «Асъя кыа» (Утренняя заря) имени В.Морозова и Национальным музыкально-драматическим театром Республики Коми. Они звучат на различных районных и республиканских праздниках, фольклорных и иных фестивалях финно-угорских народов, сопровождают выступления исполнителей старинных коми народных песен и произведений современных национальных авторов.

Коми профессиональное музыкальное искусство, начало которому дал выдающийся поэт, один из основоположников новой коми литературы, организатор национального театра В.А.Савин (1888-1943), имеет основой богатства коми народной песенности и инструментальной музыки. Первый коми композитор хорошо играл на балалайке, которую очень любил и нередко выходил с нею на сцену, участвуя в концертах. Но в своём творчестве он уже использовал, кроме балалайки, и скрипку, и фортепиано, и фисгармонию – всё, что тогда можно было найти в центре Коми автономии.

В 1920-х годах в Сыктывкаре появились духовой и струнный оркестры; открылся Педагогический техникум, в котором велось преподавание музыки (1921). В 1930 году был основан свой, коми театр (до этого показывала спектакли самодеятельная драматическая труппа); эта дата отмечает также и начало национального радиовещания (при Радиокомитете собрался настоящий профессиональный хор). Первые абитуриенты поступили в Педагогический институт (1932); в 1939 году открылись двери Детской музыкальной школы, в которую принимали и взрослых. Всё это значительно расширило и обогатило традиции музицирования. Они стали уже значительно отличаться от тех, которые бытовали в сельской местности.

Обновление музыкальных форм проведения досуга наблюдалось не только в столице. Село Визинга – нынешний районный центр – в 1920-х годах называлось городом; в нём выступал свой струнный оркестр из домр и балалаек. При таком стремлении к новому неудивительно, что симпатии многих завоевали скрипка и фортепиано. Например, будущий первый коми композитор и музыковед А.Г.Осипов (1923-1973), работавший после окончания Средней школы-семилетки в клубе села Усть-Кулом руководителем оркестра народных инструментов, приехав в Сыктывкар в 1939 году, в городе не задержался. Он направился далее – в Вологду и поступил в Музыкальное училище, чтобы учиться играть на домре и – параллельно – на скрипке.

Музыкальная жизнь центра национальной автономии стремительно обретала городские черты. Расширялась и обогащалась материальная база культуры. Радиокомитет, например, располагал роялем; такой сложный, дорогой инструмент находился и в собственности некоторых деятелей искусства, представителей местной интеллигенции. Для настройки и ремонта пианино и фисгармоний, для поддержания в должном порядке всего инструментария нужны были специалисты.

Наиболее инициативные музыканты нашли возможность освоить секреты новой, ставшей в Сыктывкаре необходимой профессии. Так, первый директор Музыкальной школы Козлов К.В., по словам тех, кто его помнит, лично занимался настройкой и ремонтом всех школьных инструментов (фортепиано, баян). В 1943 году, во время Великой Отечественной войны Сыктывкарское музыкальное училище приняло в свои стены первых учащихся. Вернувшийся с фронта К.В.Козлов, несмотря на последствия ранения (у него не хватало пальцев на правой руке), не только продолжил, наряду с преподаванием, работу с музыкальными инструментами – он искал последователей, учеников.

В 1950-х годах в Сыктывкар стали приезжать музыканты-профессионалы из Воркуты, Инты, Ухты (где они находились не по своей воле). Это значительно повысило профессиональный уровень музыкальной жизни столицы. В 1958 году в ней открылся Музыкальный театр – ныне это Государственный театр оперы и балета Республики Коми. Профессия мастера-реставратора, настройщика инструментов стала воистину востребованной.

Забота о личном инструменте, как правило, побуждает музыканта к познанию всех особенностей своего истинного друга, к овладению способами всегда сохранять его в состоянии, позволяющем достигать при исполнении музыки наилучших художественных результатов. Многие инструменты «подстраиваются» артистом непосредственно перед началом выступления. Прекрасно, если идеально настроен и аккомпанирующий инструмент! (В этой роли очень часто выступает фортепиано).

Н.Н.Маегов, скрипач, Заслуженный работник культуры РФ, который более полувека неутомимо и плодотворно служит коми музыкальному искусству, с юности, с начала занятий в Сыктывкарском Музыкальном училище (в 1946 году) получил навыки работы с клавишными инструментами под руководством К.В.Козлова. Затем, учась в Кишинёвской консерватории, он постиг уменье сохранять и улучшать звучание скрипок, а также повысил мастерство настройщика роялей в общении с Н.Ф.Зоннером, работавшем в своё время в европейских фирмах. Вернувшись в Сыктывкар, молодой специалист начал преподавать в Музыкальном училище и занял место концертмейстера театрального оркестра. Вскоре он убедился в необходимости повышения качества имеющегося инструментария и не только занялся этой проблемой, но и привлёк к её решению коллег-музыкантов, преподавателей музыкальных учебных заведений. (Тем более что многие из них уже давно на практике разобрались в секретах красоты звучания скрипок, виолончелей, фортепиано и других инструментов, получили бесценный опыт работы в оркестрах музыкальных театров). Так, настоящим знатоком струнных смычковых был виолончелист, Заслуженный артист Коми АССР Р.Ф.Вечтомов (1897-1968), пользовавшийся большим авторитетом. Именно Маегов посоветовал Э.К.Талу, преподавателю Детской музыкальной школы, освоить новую профессию. Педагог был командирован на учебу в Эстонию, и ныне не только музыканты, но и многие сыктывкарские интеллигенты, в особенности владельцы прослуживших много лет пианино, вспоминают Э.К.Талу (1900-) с большой теплотой и благодарностью. В конце своей обширной и разнообразной трудовой деятельности – концертмейстер и дирижер оркестра в Республиканском драматическом театре, первая скрипка в Музыкальном театре, преподаватель ДМШ – занимался ремонтом и настройкой фортепиано А.Ю. Дреслер (1925-2004).

Один из учеников Н.Н.Маегова, скрипач В.В.Остроухов, закончивший в 1975 году Горьковскую (ныне Нижегородскую) Государственную консерваторию им. М.И.Глинки, тоже заинтересовался ремонтом и реставрацией музыкальных инструментов. Деятельность Остроухова в этой области приобрела необычайный размах и, по существу, открыла перед национальной музыкальной культурой новые перспективы.

Будучи преподавателем Сыктывкарского училища искусств (ныне Колледж искусств Республики Коми), занимаясь с юными музыкантами, Валерий Викторович по необходимости старался улучшить звучание исполняемых произведений. При этом он не только исправлял недостатки постановки «аппарата» своих подопечных и воспитывал их музыкальный слух. Педагог находил также и способы освобождать от дефектов «фабричные» скрипочки учеников. Питомцы Остроухова поступали в консерватории и музыкальные ВУЗы, а преподавателя всё более увлекало желание сделать «свою» скрипку, своими руками: начать с подбора материалов и достичь первозданного звука! Перед ним открывался путь Мастера.

В 1995 году Министерством культуры Республики Коми В.В.Остроухов был направлен на курсы при Московской Государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Заведующий мастерскими одного из старейших высших музыкальных учебных заведений России Л.И.Гришкин, познакомившись со скрипачом, приехавшим из далёкого Сыктывкара, сразу посоветовал ему обратиться к Б.Л.Горшкову – авторитетнейшему мастеру международного класса.

Работу над первым своим инструментом – воплощением давней мечты! – Остроухов закончил, следуя советам маститого представителя династии мастеров Горшковых – создателей скрипок, альтов, виолончелей. Велика была радость посланца Коми Республики, когда его дебют на новом поприще оказался столь удачным: в 1998 году на Первом Всероссийском фестивале музыкальных инструментов в Москве «сыктывкарская» скрипка удостоилась Почётного Диплома!

В 1999 году инструменты работы В.В.Остроухова, с которыми жители и гости столицы Коми познакомились на Республиканской выставке, принесли Валерию Викторовичу почётное звание «Мастер года». А скрипка, представленная им на конкурс музыкальных инструментов, который проводился параллельно с Международным конкурсом имени П.И. Чайковского в Москве в 2002 году, не прошла на второй тур. И вспомнил сыктывкарский энтузиаст слова, сказанные ему Учителем, Борисом Львовичем Горшковым: «Пока не сделаешь десять скрипок, и не думай, что ты – Мастер»!

Новый, ещё больший успех В.В.Остроухову принесло участие во II Всероссийском фестивале музыкальных инструментов в 2003 году. За свою третью скрипку он был удостоен Диплома и медали имени выдающегося русского мастера XIX века Ивана Андреевича Батова (в честь которого и проводились эти большие праздники-конкурсы).

Руководитель Остроухова на избранной стезе Б.Л. Горшков, председатель Всероссийского Творческого Союза мастеров музыкальных инструментов, уже в начале профессионального общения подал активному, многообещающему ученику идею: учредить в Коми Республике региональное отделение Всероссийской организации. Валерий Викторович воспринял её всем сердцем, как и его друзья-музыканты, которых любовь к своему другу-инструменту научила «лечить» его, устранять неполадки, а затем, с обретением некоторого опыта, помогать коллегам.

Новая творческая организация в столице Коми была зарегистрирована незамедлительно – в 1995году. Возглавил её В.В.В.Остроухов. С тех пор в круг его интересов, кроме струнных смычковых (а также щипковых), вошли клавишные, духовые, кнопочные… Почти все коллеги Валерия Викторовича занимались не только тем инструментом, которым, согласно полученному диплому, профессионально владели. Сама жизнь давно уже подсказала им: надо освоить и другие, чтобы поддерживать в надлежащем состоянии материально-техническую базу Детских музыкальных школ Сыктывкара и городов республики, Гимназии искусств при Главе Республики Коми и Хоровой школы мальчиков, средних учебных заведений культуры и искусства, а также школьного и дошкольного педагогических училищ (ныне объединившихся в Гуманитарно-педагогический колледж), многих учреждений культуры, театров… Так, В.Я.Бурьян, Заслуженный работник РК, в период работы в Сыктывкарском культурно-просветительном училище (ныне Колледж культуры) ремонтировал, будучи по специальности кларнетистом, и баяны, и балалайки, и домры, и гитары. И всё же у каждого мастера есть «своя» специальность.

Самое большое число мастеров-реставраторов сплотил отряд «клавишников» – Б.Ф.Вылцан, В.И.Мясоутов, А.Н.Лавровский, С.А.Немалов, (Сыктывкар), Р.Ф.Михитаров (Ухта). Представители Печоры и Воркуты – Ю.В.Хиленко и С.А.Степанов – совместили эту специальность с ремонтом струнных инструментов. Председатель высказался о них следующим образом: «В таких отдалённых городах приходится делать ВСЁ»! Сыктывкарские мастера по баянам – Ю.В.Мецгер и В.К.Малых давно уже обрели широкую известность. Единственным в республике мастером по ремонту духовых инструментов оказался А.И.Савченко. Не был забыт и национальный инструментарий. Остроухов привлёк к работе Союза А.П.Забоева, чьи красиво вырезанные дудочки в 1998 году были показаны на выставке музыкальных инструментов в Москве, в Доме композиторов.

В начале жизни Союза главной задачей было повышение профессионального уровня. Положительную роль в этом сыграли курсы, которыми руководил Э.К.Талу.

Друзья-товарищи с возросшей энергией продолжили свою в высшей степени полезную деятельность, бескорыстно делясь секретами мастерства, учась друг у друга и набираясь опыта. Но появилось в их работе и нечто новое. В прежние годы наши артисты при заграничных поездках экспертизу своих музыкальных инструментов могли пройти только в Москве. С открытием «своего» Союза мастеров проводить эту процедуру и выдавать необходимые документы стали в Сыктывкаре. Председатель утверждал, что ни у кого из музыкантов Республики Коми не было проблем с таможней.

В октябре 2005 года состоялось празднование 10-летия со дня открытия в Коми Республике Творческого Союза мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов. Это была встреча настоящих друзей! Заинтересованные в дальнейшем повышении квалификации, они искренне радовались возможности узнать что-то новое, поделиться достижениями, планами на будущее. В те времена члены Союза даже не платили обычно полагающихся взносов, будучи уверенными, что в случае необходимости друзья помогут выйти из любой ситуации. Они утверждали, что главное для них – это совместная работа, обмен информацией, «чувство плеча». С благодарностью вспоминали тех, кто оказывал мастерам поддержку в начале деятельности, называя известные имена: М.Г.Прима – заместитель министра культуры РК, А.С.Безносиков – министр культуры РК, Г.В.Бутырева – заместитель Главы РК.

Но самой большой радостью для Председателя и всех присутствовавших было пополнение Союза, ведь надежда и опора Учителей – их ученики. Из молодых мастеров наибольших успехов добился А.Г.Шеромов. В 2005 году профессионалы приняли Алексея Георгиевича в своё братство.

В.В.Остроухова уже давно интересовала деятельность отца вступившего в организацию новичка – Г.Л.Шеромова (1962- 2003), который начал заниматься изготовлением коми народных инструментов (духовых и ударных) непосредственно под руководством П.И.Чисталева. Создания Шеромова-старшего звучали на праздничных торжествах в честь 200-летия Сыктывкара (1980) и 60-летия Республики Коми (1981). Позднее он заинтересовался скрипками: показывал свои инструменты известному мастеру, работавшему при Ленинградской Государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, А.А.Крылову и заслужил его одобрение. В 1990-х годах, ввиду трудностей обеспечения необходимыми для работы над скрипкой материалами, Георгий Леонидович вернулся к национальному наследию. Он попробовал усовершенствовать старинный сигудэк, взяв за основу необычную форму корпуса – «лодку».

Идея создания национального струнного инструмента – сигудка – с улучшенным качеством звучания, с некоторых пор владевшая Председателем Союза, получила новый импульс к развитию. Нельзя не вспомнить, что именно благодаря настойчивости Валерия Викторовича в Гимназии искусств при Главе РК ещё в 2002 году открылся экспериментальный класс. В нём обучались ребята, проявившие интерес к тонкой ручной работе с музыкальными инструментами. Из шести учеников трое (все, как Валерий Викторович, – скрипачи) добились положительных результатов. Сигудэк, сделанный руками одного из них, ныне находится в музее родного учебного заведения и служит свидетельством серьёзных творческих устремлений: Дима Кириченко поступил в Колледж искусств РК. Может быть, продолжение этой работы, поиски особой «окраски» звука привели бы к созданию целого ансамбля национальных инструментов?

Валерию Викторовичу Остроухову было, чем гордиться. Не так давно он провёл несколько публичных выступлений – принял участие в концертах, ставших важнейшими событиями музыкальной жизни Республики. При этом и «голос» инструмента собственноручной работы, и мастерство исполнителя были оценены высоко. Юные музыканты, игравшие на скрипках, к которым он «приложил руку», становились лауреатами конкурсов. Ученики Валерия Викторовича, связавшие свою судьбу с другом-инструментом, отмеченным знаком «Остроухов», заканчивали консерватории и другие музыкальные ВУЗы, работали по специальности. И, наконец, ещё одна новая скрипка терпеливо ждала завершения трудов мастера.

Заботясь о том, чтобы каждая Детская музыкальная школа в республике была всегда укомплектована качественными инструментами, В.В.Остроухов уже давно направил в соответствующие инстанции предложение о внесении особой единицы в штатное расписание этих учебных заведений: «мастер-реставратор». – Педагог считал это крайне необходимым. Его также очень волновали вопросы подготовки кадров: повышение квалификации, организация учёбы. Для этого надо было сформировать картотеку, чтобы всегда иметь полный набор сведений обо всех умельцах, занимающихся настройкой, ремонтом и, тем более, созданием музыкальных инструментов, систематизировать их опыт, подготовить методические разработки. Валерий Викторович выступил с предложением открыть базовую мастерскую с налаженным обеспечением мастеров материалами, инструментами и всем, необходимым для их работы, которую нельзя не назвать творчеством.

Председатель Союза также считал, что при Министерстве культуры РК необходимо открыть специальный Фонд для покупки нового инструментария (а также ремонта старого!), и при Фонде должна работать Экспертная комиссия. По обоснованному мнению Остроухова, открытие в Сыктывкаре Музея музыкальных инструментов, где посетители, увидев и брунган, и сигудэк, и фисгармонию, и скрипку, и рояль, могли сравнить старину с современностью, сыграло бы положительную роль в музыкальном воспитании детей и юношества. Остроухову отнюдь не казалась несбыточной даже идея создания в столице Коми своего настоящего симфонического оркестра!

Дела Союза и практическая деятельность занимали всё рабочее и свободное время Валерия Викторовича. А где-то вдалеке, в мечтах заманчиво высвечивались контуры необычного инструмента – национального, на котором надлежало исполнять коми музыку, сочинённую коми композиторами…

После празднования «круглой даты» прошло несколько лет. Воплощено ли в жизнь хотя бы что-нибудь из замыслов Председателя союза? Все ли предложения, с которыми он обращался в органы руководства культурой, подписываясь «Ёсь пель» (Острое ухо), встретили сочувственный отклик? Какие новые идеи возникли у мастера в результате изучения литературы по коми истории, этнографии и краеведению, а также настойчивого исследования и сравнивания свойств различных материалов? Появился ли усовершенствованный, превосходящий все прежние струнные национальные инструменты качеством звучания сигудэк?

Конечно, жизнь всегда корректирует планы, создавая непредвиденные ситуации и открывая, вместо предполагаемых путей развития, совсем иные перспективы. Ныне Коми региональное отделение Межрегионального Творческого Союза мастеров-реставраторов музыкальных инструментов работает, как и все другие творческие организации, в трудных условиях. Приходится констатировать, что специальный Фонд хотя бы для ремонта имеющегося инструментария (и в особых случаях – покупки нового!), к сожалению, не создан. Постоянная учёба мастеров не налажена, повышение их квалификации проводится, в основном, по инициативе самих желающих обучаться. Экспертная комиссия по музыкальным инструментам собирается от случая к случаю. По-прежнему нет в Сыктывкаре Музея музыкальных инструментов. В качестве симфонического оркестра по необходимости выступает оркестр Государственного Театра оперы и балета РК. Оформление документов для заграничных поездок сыктывкарских артистов со своими музыкальными инструментами в столице Республики Коми уже не осуществляется. Наконец, перевод Детских музыкальных школ в разряд «Учреждений дополнительного образования» фактически снимает с повестки дня вопрос о введении в их штатное расписание единицы «мастер по ремонту и реставрации музыкальных инструментов».

Теперь для В.В.Остроухова главным является то, что «Союз», несмотря на объективные трудности, существует. Организация, руководимая бессменным Председателем, продолжает свою практическую деятельность, очень нужную не только всем (без исключения!) работникам музыкальной культуры, но и широчайшим кругам общественности. Ведь труд Валерия Викторовича и его коллег – это не только качественный ремонт и настройка инструментов. Это – сохранение материальной базы музыкального искусства, обеспечивающее и само существование «живой» Музыки!

В.В.Остроухов-руководитель считает, что за четырнадцатилетний период жизни творческого Союза сделано немало. Авторитет организации сохранён, число мастеров, хотя и незначительно, возросло. Есть среди них и молодые. Работа Председателя над новыми скрипками продолжает лучшие российские традиции создания музыкальных инструментов. Выступления Остроухова-скрипача (пусть нечастые) поддерживают достойные традиции исполнения произведений скрипичного репертуара, и что особенно важно – представляют музыкальной общественности сочинения композиторов Республики Коми. Неустанная разносторонняя деятельность Валерия Викторовича Остроухова в 2009 году отмечена Благодарностью Министерства культуры Российской Федерации.

И всё-таки как быть с давней мечтой? Где же он, этот новый национальный инструмент с небывало чистым, нежным звуком?.. Где многострунный ансамбль сигудков, аналогичный, например, карельскому «Кантеле»?..

Что ж, пусть то, что пока не исполнилось, останется на будущее. Времени для осуществления задуманного впереди ещё много. К тому же задача, поставленная мастером, по-видимому, не из лёгких.

В сравнительно далёком и недавнем прошлом уже были примеры обращения музыкантов-умельцев к проблеме обогащения звучности коми национального струнного инструмента. Сигудэк, изготовленный по рекомендациям П.И.Чисталёва в 1960-х годах, опробованный Н.Н.Маеговым, не удовлетворял музыкантов по некоторым параметрам. Прометей Ионович, сферой научных интересов которого был весь спектр народного инструментария, перенёс внимание на ударные «самозвучащие» инструменты. В результате его содружества с мастером художественной резьбы по дереву В.Я.Павловым появилась целая этнографическая серия таких предметов. Они и теперь неизменно украшают выступления Государственного ансамбля песни и танца Республики Коми «Асъя кыа» (Утренняя заря) имени В.Морозова замечательным номером «Весёлые постучалочки».

Чисталёв, тем не менее, периодически возвращался к мыслям о сигудке. Так, программа Творческого отчёта Усть-Куломского района, консультантом и музыкальным руководителем которой был Прометей Ионович, включала выступление ансамбля из семи сигудков различной величины. Инструменты сделали сельские мастера, которые пользовались советами ученого-фольклориста и музыковеда. Композитор специально сочинил музыку для этого ответственного номера большого концерта, состоявшегося 5 февраля 1983 года на сцене Республиканского Музыкального театра.

Национальными музыкальными инструментами давно уже занимается М.Н.Бурдин – балалаечник-виртуоз, закончивший Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) государственную консерваторию имени Н.А.Римского-Корсакова и ассистентуру-стажировку при ней. Он блестяще выступал как солист, руководил оркестром Государственного ансамбля песни и танца «Асъя кыа», является Дипломантом Всесоюзного и Всероссийского конкурсов, удостоен почётного звания «Народный артист Коми АССР». В 1990 году Бурдин организовал Национальный театр музыкального фольклора, преобразованный затем в Театр фольклора (ныне Национальный музыкально-драматический театр РК). В 2001 году на торжестве в честь 80-летия со дня рождения П.И.Чисталева Г.Л.Шеромов вручил Бурдину свой сигудэк. В последнее время Михаил Николаевич исполняет аутентичную музыку, руководит ансамблем «Зарни ань» в Центре коми культуры. Им освоено множество разновидностей народных духовых и иных инструментов. Созданный Михаилом Николаевичем национальный струнный смычковый инструмент назван мастером «летчан вудж» – в память о том, что когда-то это приспособление ремесленников-шерстобитов тоже «служило музыке»: сыграть можно на чём угодно!

Всё необозримое материальное «звучащее богатство», на котором ныне исполняется и классическая, и современная академическая музыка, и создания творческого духа многих народов, требует умелых рук и профессиональных знаний тех, кто изготовляет музыкальные инструменты. И пока есть Музыка, – будут и Мастера, проводящие эксперименты с различными материалами, новыми техническими средствами, изобретатели новых конструкций, мечтающие о небывалых звучностях неизвестных миров.

Но ведь нужны и такие мастера, которые просто помогут своим коллегам, при случае, избавить их инструменты от неизбежных повреждений. К артисту оркестра Государственного театра оперы и балета РК Смирнову В.Н., играющему на альте, нередко обращаются коллеги-струнники с просьбой устранить какую-нибудь неисправность. Музыканты, играющие на духовых инструментах, пользуются, в аналогичной ситуации, советами и практической помощью И.В.Демидова. Трубач по специальности, он имеет немалый педагогический опыт, является солистом оркестра Сыктывкарского гарнизона, выступает во всех жанрах – от строгой классики до джаза. Председатель В.В. Остроухов уже привлёк этого мастера к деятельности Союза.

Сопоставление мастеров-конструкторов и мастеров-реставраторов, конечно, условно. Как правило, к созданию «своего» инструмента приходят те, кто начал с «азов» – учился на чём-либо играть, музицируя, увлёкся тайнами звука, попытался их постигнуть, попробовал что-то улучшить… Если есть желание неуклонно продвигаться по избранному пути – придёт и успех. Пусть тесный немногочисленный Союз мастеров-реставраторов музыкальных инструментов, руководимый председателем В.В.Остроуховым, достойно встретит в 2010 году 15-летие! – Хочется надеяться, что это станет одним из факторов, стабилизирующих состояние дел в коми культуре и обеспечивающих дальнейшее развитие музыкального искусства нашего Севера.

А.А.Шергина, музыковед,
член Союза композиторов России,
заслуженный работник Республики Коми

Информация подготовлена в 2010 году,
к 15-летию образования Коми регионального отделения Межрегиональной общественной организации «Творческий Союз мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов».

События

12 мая 2025 Анонс

встреча с коми поэтом

Анжеликой Елфимовой
10 мая 2025

Миниатюры Алексея Попова

поставили на карельском языке
05 мая 2025 Отчёт

03-04 мая состоялся XX фестиваль-конкурс «Кудесники Печоры»

члены КРОО «Союз мастеров ДПИ и НХП» приняли активное участие
04 мая 2025 Анонс

САЛЮТ, ПОБЕДА!

7 мая в 16:00 торжественно откроется выставка, посвященная юбилею Победы