ХХ век в истории музыкальной культуры Коми: от народной песни к симфонии и балету

ХХ век в истории музыкальной культуры Коми: от народной песни к симфонии и балету
17 марта 2015

1.С ЧЕГО ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

Величие и мощь природы всегда волновали сердце человеческое и вызывали потребность излить чувства в возвышенном слове, в напеве. Тысячелетия назад (предположительно между Волгой и Уралом) звучали восхваления духам лесов и вод, посылающим удачу в охотничьем промысле и щедрые уловы, волшебные заговоры, оберегающие от всякого зла. Предки коми постепенно перемещались на Север и заняли территорию, далеко простирающуюся на Северо-Восток Европы – от смешанных лесов до тундры. Культура коми XIX века (тогда они назывались «зыряне», а ещё раньше, в русских летописях – «пермяне») – это культура народа, занимавшегося землепашеством, охотой и рыболовством, а также оленеводством.

К ХХ веку в Коми крае (одна половина его относилась в Архангельской губернии, другая – к Вологодской) сложились три фольклорные традиции. Коми селились по бере-гам рек, и сливающиеся водные потоки – Вычегда и Сысола, Ижма и Печора – служили объединяющим фактором: отсюда обозначения двух традиций – вычегодско-сысольская, ижмо-печорская. Третья же являлась наследием летописных «вымичей» (по реке Вымь) и «удоренов», обитавших в глухих лесах обширного пространства, называвшегося Удора. Эта традиция известна как вымско-удорская.

Музыкальный фольклор Вычегды и Сысолы наиболее разнообразен в жанровом отношении: древнейшие календарно-земледельческие песни, обрядовые причитания (похоронные, свадебные, рекрутские); эпические произведения о девушке, окруженной «злыми людьми» и умоляющей родных «выкупить её из плена», о коми богатыре, к которому обращается за помощью сам русский царь, о погибшем воине: над телом его плачут три ласточки – мать, сестра, жена.…В этих местах сложилась специфическая форма коми лирики – песни об «отходниках», отправлявшихся на заработки туда, где приходилось «чужих крылец считать ступени». Великолепен зачин этих песен: «Шондiбанöй»(Лик солнца)! – Так характеризуется юность. Однако за эффектным описанием поры, когда «ходишь, приплясывая, пляшешь на ходу», следуют сетования на быстротечность молодости, а дальше речь идёт об утратах, горестях… Не всем удавалось разбогатеть! Впрочем, в величальных песнях (на молодёжных посиделках) представал именно «счастливец» - в сюртуке «из фабричного сукна» с карманами, полными подарков.

Здесь, в самой южной традиции получил распространение сравнительно поздний любовно-лирический жанр. Песня «Алая ленточка», любимая коми народом, прекрасно передаёт своеобразие лирики Севера. В каждой её двустрочной строфе повторяются слова: «У меня была ленточка», «Она потерялась». Изменяется цвет любимого девичьего украшения и, соответственно, место, где лента исчезла: голубая – среди голубики, белую скрыл белый мох, алую спрятал шиповник… Картины природы встают перед поющими, а между тем весь смысл лирического высказывания – в последней строфе: «У меня был сердечный друг, он погиб на войне».

В других традициях тоже есть и календарные песни, и величальные, и причитания; любовная лирика присуща им в меньшей степени. Особенность репертуара Ижмы и Печоры – это напевы-импровизации, в устоявшихся формулах поэтизирующие труд северянина. Так, поездка за сеном или дровами могла сопровождаться красочным описанием:

Мимо высоких, прямоствольных мы едем лиственниц,
Мимо стройных, золотолиственных мы едем берёз,
Мимо болот мы едем, где курлычут журавли,
Мимо пригорков мы едем, где играют зайцы…

Манера исполнения импровизаций («кружение», с долгими распевами слогов, в небольшом диапазоне), по-видимому, сложилась во взаимодействии с культурой соседнего народа – ненцев. Контактами с кочевниками- оленеводами объясняется и бытование древнего эпоса, в сотнях строк рисующего походы богатырей-пастухов тысячных стад «за семь земель» в поисках невесты и борьбу их с мифическими персонажами.

Удора и Вымь сохранили ещё одну разновидность архаичного эпоса, неизвестную в других местностях. Напевом, похожим на былинный, исполняется нечто сказочное: отец с одиннадцатью сыновьями – все проглочены огромным медведем! Самый младший в семье, родившийся после их ухода богатырь растёт не по дням, а по часам; смело устремляется он на поиски отца и братьев, убивает медведя и высвобождает родных из чрева зверя живыми и невредимыми. После удачной охоты все вместе возвращаются домой.

Коми даже в колыбельных песнях желали мальчику стать удачливым охотником, девочке – искусницей в домашних делах, а также «приносить из лесу много ягод». Повсеместно пелись детские песенки, представлявшие собой перечисление (Сорока стрекочет, Журавль на помочи скликает, Медведь лес валит, Волк брёвна таскает – вместе строят дом), либо вопросо-ответную цепь: Куда ходил? – К дяде, за маслом. Где масло? – Собака съела. Где собака? – В изгороди застряла… Подобные конструкции существовали в устной поэзии многих народов: в древности они аккумулировали определённые знания о мире. Так, упомянутую изгородь «спалил огонь», значит, огонь уничтожает дерево, вода – огонь, а воду – «чёрный бык», то есть её впитывает земля. Музыкальное воплощение этих реликтов может быть и очень простым (квартовая попевка), и довольно затейливым.

Музыкальные инструменты коми изготовляли из природных материалов: осиновый листок, свёрнутый особым образом, соломина с проделанными отверстиями, берестяной рожок, дудочки, вырезанные из прута ивы или другого дерева. Последние назывались «чипсан» и «пэлян». Несколько дудочек разной длины скрепляются перекладинкой – и «флейта Пана» уже требует тщательной настройки, тем более, если составляется ансамбль из нескольких музыкантов. На выдолбленной из дерева чаше натягиваются жильные струны, и тогда пение сопровождает аккомпанемент; если вместо чаши – изготовленный таким же образом корпус – лодочка с вытянутым грифом, то по струнам водят смычком, как будто маленьком луком с тетивой из конского волоса. – Это «сигудэк». Очень полюбили коми русскую гармонику – некоторым умельцам даже удавалось наладить производство звонкоголосой певуньи.

Древние «звучащие предметы» использовались в обрядах либо служили подспорьем в труде (охотничий «манок», рожок и деревянный барабан пастуха). Наигрыш скрашивал долгие тёмные вечера. Гармоника, чипсаны и пэляны сопровождали увеселения – с песнями, частушками, переплясом. Молодёжь весной собиралась на берегу реки, на широком открытом месте. – Во множестве величальных и лирических песен упоминается «берег» и «лодка на воде». Поскольку хороводы «на воздухе» водили нечасто (из-за суровости климата), пели, в основном, «прикрытым», мягким звуком, близким северорусской манере, на два-три голоса (в терцию, с октавным удвоением).

Находясь в течение столетий в орбите культурного влияния Руси – «пермяне» в конце XIV века были крещены Святым Стефаном, прозванным «Пермским», - коми многое переняли из русского фольклора. «Зырянская словесность» уже более полутораста лет назад привлекла внимание российских учёных, а позднее – передовых деятелей национальной культуры – основоположника коми литературы И. А. Куратова (1839 – 1875) и К. Ф. Жакова (1866 – 1926), выдающегося философа и писателя.

Наступивший XX век с его огромными преобразованиями, признанием в 1921 году

автономии, установлением государственности, утверждением национального языка многократно усилил интерес интеллигенции к художественному наследию предшествующих поколений. В Сыктывкаре (так стал называться прежде тихий уездный городок Усть-Сысольск) закипела музыкальная жизнь. Несколько хоров исполняли коми и русские народные песни. В1921 году заявило о себе Общество коми актёров-любителей «Сыкомтевчук», которым руководил В. А. Савин. Самодеятельные артисты нашли действенную форму приобщения сельских жителей к культуре. Приезжая в деревню, они представляли на родном языке короткие сценки, исполняли песни, читали стихи. В общении со зрителями актёры расширяли своё знание фольклора, усваивали его образцы. В 1924 году Савин выступил в газете «Югыд туй» (Светлый путь) с призывом, прежде всего, к сельским учителям, беречь народное творчество и «закреплять на бумаге» всё, достойное внимания. В 1926 году он отправляется в первую фольклорную экспедицию – «за песнями» – вместе с П. А. Анисимовым, хормейстером, преподававшим музыку в Педагогическом техникуме. Результатом поездки стала публикация сборника «Коми песни» в Москве (1926).

Дело двинулось! Для будущей профессиональной музыкальной культуры Коми открывалась народная музыка с её жанровым разнообразием, богатством песенных мелодий, стройностью многоголосия, ритмической узорчатостью наигрышей. Забегая вперёд, отметим: живое, продолжающее развиваться народное музыкальное творчество ещё десятилетия предоставляло материал для изучения. Обобщающие труды были изданы в Сыктывкаре во второй половине столетия: Ф. В. Плесовский. «Коми свадьба» (1963); А. К. Микушев, П. И. Чисталёв. Коми народные песни, т.1. Вычегда и Сысола (1966); т.2. Ижма и Печора (1968); А. К. Микушев, П. И. Чисталёв, Ю. Г. Рочев. Коми народные песни, т.3. Вымь и Удора (1972). Том «Коми народный эпос», подготовленный А.К. Микушевым, вышел в серии «Эпос народов СССР» в Москве («Наука», 1987). Были опубликованы также книги «Коми народные музыкальные инструменты» П.Чисталева (1984) и «Коми народные танцы» (П.Чисталев, И.Скляр, 1990).

Поднять музыкальное искусство коми народа на новый уровень удалось первому профессиональному деятелю музыкальной культуры Коми республики В. А. Савину – герою следующего очерка.

2.ПЕВЕЦ РОДНОГО КРАЯ

С удивительной, небывалой щедростью природа наградила талантами одного из лучших сынов коми народа. Виктор Алексеевич Савин начал творить, по собственному признанию, «30-летним юношей», и судьба отвела ему для воплощения идей и замыслов всего два десятилетия. За этот срок Савин стал выдающимся коми поэтом и драматургом, основал национальный профессиональный драматический театр; как художественный критик, журналист и редактор, вырастил поколение молодых писателей и поэтов, как общественный деятель, немало поработал на ниве просвещения; он одним из первых стал собирать песенный фольклор и сам создал замечательные мелодии; наконец, он положил начало коми профессиональной музыкальной культуре.

Первая его публикация – стихотворение «Красный набат» - относится к 1918 году. Далеко позади осталось детство (родился В.А.Савин в 1888 году, в деревне Нёбдино), школа, Земское начальное училище, которое давало право обучать грамоте детей младших классов. Сыну крестьянина не нашлось учительского места, несмотря на «хорошо» и «отлично» в аттестате. Довелось Виктору пройти по дороге, протоптанной коми «отходниками», заготовлявшими дрова для заводов Урала. Видимо, не только невыносимые условия труда и быта в «курене», но даже и должность писаря не удовлетворяли Савина. Он, уже с семьёй, перебрался в более тёплые края.

Читая страницы его воспоминаний, видишь, что этот человек обладал «музыкальной» душой. В скитаниях (неблизким был путь на Украину) западали в память разнороднейшие впечатления. Недаром нас теперь поражает широта истоков Савинской поэзии: здесь коми устнопоэтическое творчество; русский фольклор ( в частности, горнозавод-ской); украинская народопесенная культура; литературная русская песня; творчество Пушкина, Некрасова, Шевченко… Уже приготовлялся тот «чудесный сплав», который станет музыкально-поэтическим стилем «Виктора из Нёбдина». Но чтобы таившийся в душе дар раскрылся, Савин должен был вернуться на Родину.

В городе, получившем статус центра автономии, Виктор Савин активно включился в работу по созданию национальной школы, газеты на родном языке. Он пишет стихи, сочиняет пьесы и разыгрывает их со своими товарищами. Организованная им самодеятельная труппа показывает спектакли в деревнях, агитируя за новую жизнь. И всё же лирическое начало, стремление сказать коми людям простые, задушевные слова на родном языке именно в напеве всё сильнее проявляется в творческой личности. Савин очень много отдал коми театру – это увлекательнейшие страницы его биографии. Главным его делом была, конечно, литература. А как быть, если душа поёт?! Он считал жизненно важными для себя три задачи: 1) поднять коми литературу; 2) преобразовать кружок актёров-любителей в настоящий театр; 3) сложить новые коми песни.

Первые опыты – сочиненные в 1919 году мелодии на собственные стихотворения «Светлая звёздочка» и «Зелёным лугом иду, иду» - сразу принялись удачу. В основе текстов – характерный для фольклора художественный параллелизм (сопоставление состояний души человеческой с явлениями природы). «Звёздочке» – далёкой, холодноватой – уподобил Виктор девушку (впервые в коми песне), сравнение выбрал развёрнутое: засияла бы звёздочка на небе, да тёмная туча мешает, вышла бы девушка к парню, да строгая мать не разрешает. Напев состоит из четырёх элементов, разных по звуковысотному контуру, ритмическому рисунку, длительности и даже жанровым истокам!

(Завершающая фраза, в которой после нисходящей квинты голос взлетает на октаву, напоминает о русской «молодецкой» лирике). Музыкальная форма этого поэтического высказывания, более сложная, чем «свои» песни, тем не менее, легко усваивалась коми певцами благодаря своей гармоничной уравновешенности. «Звёздочка» покоряла выраженной в мелодии силой чувства.

Во втором тексте «зелёным лугом в золотых цветах» танцующей походкой идёт девушка, её ловкие пальцы сплетают венок любимому; с вечерней зорькой встречается утренняя… О свидании – ни слова: чувство должно храниться в «сердцевине сердца» (так было принято у коми). Однако песенный напев (из трёх элементов – abb), довольно широко «раскидывающийся» в светлом мажоре и завершающийся высоким тоном, звучит как-то смелее фольклорных аналогов, в нём слышится большая лирическая наполнен-ность.

В 1923 году В.А.Савин сочиняет стихотворение «Варыш поз». Через три года музыкальное произведение с этим названием – «Соколиное гнездо» - включается в сборник «Коми песни», изданный в Москве. Смелые, сильные, зоркие птицы, в представлении поэта, - это лучшие из коми людей: они выведут свой народ из глухой тайги – «пармы» на светлый путь! Раздольная, «шагающая» широко мелодия вначале неожиданно наводит на мысль о русских казачьих, может быть, даже украинских песнях. В то же время трёхдольность ритма определённым образом замедляет «поступь», сдерживает «размах» и превращает напев в торжественно-лирический. Семь десятилетий пели эту песню повсюду в коми крае. С 1994 года «Соколиное гнездо» (в современной редакции) – государственный гимн Республики Коми.

Далеко распространилась песня Виктора Савина «Чужи-быдми сьöд вöр шöрын» (Вырос я в лесу дремучем). Поэт слышал её даже в Коми-пермяцком национальном округе и на вопрос об авторе получил ответ: «Это наша, народная»! «Распетое» стихотворение воссоздаёт картины далёкого детства, злоключения «маленькой няньки» - рано деревенские ребятишки за эту работу принимались. Бедный Викторушка кормит братца молоком из коровьего рожка, никак не может унять младенца, сам плачет.… Наскучив обязанностями, убегает поиграть, за что бабушка наказывает его тонким прутиком. Вечером приходит мама с сенокоса, с гостинцами – малиной, черёмухой. Так и пахнуло лугом, лесом.… В 24-х строчках – и труд, и быт, и этнография, и природа, и народная педагогика, и слёзы, и юмор. Последняя фраза – как вздох: «Так было… Помню и теперь».

В музыкальном воплощении текста Савин искусно пользуется приёмом «выписанного замедления». Напев охватывает двустишие, следовательно, 6 строф превращаются в 12. Первая его фраза складывается из двух мотивов: оба слитных трихорда минорного наклонения, звучащие на разных уровнях, заканчиваются долгими звуками. Вторая фраза, вносящая лёгкий оттенок мажора, должна суммировать мотивы, но ей для этого не хватает ритмических единиц, несмотря на протяжённый заключительный тон. Неквадратность структуры, частые «задержки» – всё это как будто затягивает интонирование дымкой, уводит в прошлое. Песня «Чужи-быдми» дорога сердцу каждого человека.

Следует отметить, что в упомянутом сборнике «Коми песни» этот бесхитростный рассказ о детстве сочетается с другим напевом. Очевидно автор, не вполне удовлетворён-ный художественным результатом, возобновил работу над песней и нашёл единственно верное музыкальное воплощение текста.

Песня «öтчыд овлö» (Однажды бывает) тоже была «пересочинена» Савиным, и очень удачно. Стихотворение рисует картину весеннего гулянья «красных девиц» и «добрых молодцев»: на лодках пересекают они реку, чтобы на том берегу вволю попеть-поплясать. – Поэт верен фольклорно-этнографическому стандарту. Несмотря на это, чувствуется в песне что-то новое, энергичное. Так поёт молодёжь, в жизнь которой уже вошла книга на родном языке, радио, трактор, мечта о науках и искусствах! Музыкальная строфа, соответственно поэтической, содержит шесть элементов (чего в народной песенности не бывало). Автор чётко противопоставляет голоса: девушки, затем парни (повтор мелодической фразы, охватывающей целую октаву); он обозначает моменты мощного общего звучания (при этом четвёртый элемент прибавляет к диапазону ещё один тон) и завершает построение красивой «аркой» - материалом, взятым из начального построения. Здесь видна рука не просто опытного хормейстера, но композитора-профессионала. Начальная мелодическая фраза песни «öтчыд овлö» стала позывными Коми радио.

Савин неустанно учился – обращался к русской и зарубежной классике, во множестве переводил новые, советские песни на родной язык: вслушиваясь в необычное звучание текстов, проникался «духом эпохи» и своим новым сочинениям придавал соответствующий активный тон. Высокой оценки заслуживают его «Песня лесоруба-ударника» и, в особенности, хор «Коми море». Широкая, эпического характера мелодия последнего, разбегаясь в подголосках, создаёт впечатляющий образ «моря» - бескрайней коми тайги. Юмор Виктора Алексеевича, за который его любили все, превратил «песню ударника» (будущего – паренёк только отправляется на лесозаготовку) в искренний, прочувствованный монолог, обращённый к … лошади! Это произведение, без сомнения, тепло принималось в любой аудитории. Обе песни были опубликованы в Москве в 1934 году (в обработке Ф.Климентова).

Разносторонняя, энергичная деятельность Виктора Алексеевича Савина на музыкальном поприще – сочинение музыки к драматическим спектаклям, инструментальных пьес, песен; разучивание произведений и руководство их исполнением, составление и публикация песенных сборников – подняла коми музыкальную культуру на новый, по существу, профессиональный уровень.

Необоснованное обвинение, приговор, ссылка; трагическая и обыденная гибель в 1943 году, далеко-далеко в Сибири… О последствиях катастрофы – в следующем очерке. Землякам не поклониться его праху – неизвестно, где могила «певца с нежным сердцем», как назвал его один из соратников. Но звезда «Виктора из Нёбдина» не угасла! Ничто не смогло заглушить песен Савина – они стали народными. До сих пор они остаются самыми лучшими из всех коми песен.

3.О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ АФИШИ

В середине 1930-х годов жители Сыктывкара имели возможность посещать театр, смотреть русские и коми спектакли, в которых немалое место занимала музыка; по праздникам играл духовой оркестр; все важные события и даты отмечались концертами.

С исчезновением с «культурного горизонта» В.Савина музыкальная жизнь коми понесла невосполнимые потери. «Поющая» самодеятельность города оказалась без репертуара (так же как и национальный театр - музыкально-драматические замыслы Савина не осуществились). Едва «примерившись» к профессиональной ступени, коми музыка вновь очутилась на этапе «предстановления» профессионализма.

В республике остро встали вопросы подготовки музыкальных кадров, организации профессиональных коллективов. Талантливых, перспективных людей приходилось выявлять в певческих группах города и села – с 1937 года этим занялся Дом народного творчества (директор – А.Костромин). В январе 1938 года был проведен первый республиканский смотр художественной самодеятельности. Вскоре начал репетиции хор при Радиокомитете. Возглавил маленький коллектив В.И.Оплеснин – разносторонне одаренный музыкант (хотя и без дипломов) – скрипач, пианист, хормейстер.

С апреля 1939 года исчисляет свой возраст Республиканская государственная филармония: именно тогда была организована первая ее художественная группа – Коми ансамбль песни и пляски. Руководителем стал тот же В.И.Оплеснин – человек, беззаветно преданный музыке. Прекрасным памятником ему служит весь творческий путь старейшего сыктывкарского профессионального музыкального коллектива – ныне Государственного ансамбля песни и танца Республики Коми «Асъя кыа» (Утренняя заря).

Осенью 1939 года приняла первых учеников сыктывкарская музыкальная школа, в следующем году число обучающихся достигло 104-х человек. Контингент музыкантов разных специальностей в конце 1930-х значительно пополнился и за счет тех, кто в результате сталинских репрессий оказался на крайнем Севере. Управление по делам искусств при Совнаркоме республики в 1940 году сочло возможным сформировать еще одно учреждение культуры: Концертно-эстрадное бюро (КЭБ).

К 20-летию коми автономии (в августе 1941-го) предполагалась постановка оперы «Усть-Куломское восстание» на материале подлинных событий Х1Х века. Для этого в Сыктывкар пригласили профессора Московской консерватории А.А.Воронцова. Профессор отнесся к задаче очень серьёзно и прежде всего приступил к изучению фольклорного материала. Актеры национальной драматической труппы С.Ермолин и Н.Дьяконов, ученики Савина, сочиняли либретто по написанной еще в 1928 году, затем переделанной – ими же – драме своего учителя! Одна из ведущих партий в опере предназначалась для П.А.Осипова – первого коми певца-профессионала, получившего образование в Ленинградской консерватории.

Осуществлению больших планов помешала война. Многие работники музыкальной культуры были призваны в ряды Рабоче-Крестьянской Красной армии. Опера была исполнена в марте 1942 года филармоническими силами, что явилось испытанием коми музыкальной культуры на зрелость. Музыка понравилась, многие номера оперной структуры – арии, хоры еще долго входили в репертуар Ансамбля и солистов концертного объединения. Тем не менее, первая попытка освоения одного из самых крупных и сложных музыкальных жанров осталась в прошлом.

Теперь, когда от этих дней нас отделяют более шестидесяти лет, невольно думаешь: что получилось бы, если соавтором московского профессора выступил первый национальный композитор? Каков мог быть результат этого сотрудничества? – «Несбывшееся» воображается в виде лирико-комической оперы, исполненной мелодической красоты, задушевности, мягкого юмора, подлинной народности. Верится, что савинская опера была бы долговечной и любимой.

К концу 1942 года состав КЭБа уменьшился более чем на треть. Оставшиеся работали с напряжением всех сил. Артисты побывали с концертами везде, куда позволяли добраться дороги. Главное место в их программах заняла военная тематика.

В это время далеко на севере коми края, среди пустынной тундры происходили поистине фантастические события. В Воркуте – «заполярной кочегарке», где добывали уголь, в основном, заключенные, – работал музыкальный театр! Там отлично прижилась венская оперетта – эффектная, увлекающая в какой-то особый, нарядный и красочный мир. Открылся театр «Сильвой» – 1 октября 1943 года. Потом уже афиши, приглашающие на спектакли «короля жанра» И.Кальмана появлялись одна за другой: «Марица», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра».

Мысль об организации театрально-зрелищного предприятия подал начальнику угольного комбината М.Мальцеву профессор Б.Мордвинов, находившийся в зоне «на общих работах». (В прошлом он занимал должность главного режиссера Большого театра СССР). Среди репрессированных нашлись и прекрасные музыканты, и вокалисты высокого уровня, с которыми можно было осуществлять оперные постановки. До 1946 года воркутинцы увидели «Фауста» Ш.Гуно, «Евгения Онегина» П.Чайковского, «Севильского цирюльника» Дж. Россини. Горечь и сожаление вызывает мысль о том, что первые музыкальные спектакли в Коми состоялись «за колючей проволокой»: раньше, чем в Воркуте, еще до войны, оперная премьера прошла в Ухте – там нашло сценическое воплощение знаменитое создание Ж.Бизе «Кармен».

В столице Коми, так же, как в Воркуте, 1 октября 1943 года стало знаменательным днем: в Сыктывкаре открылось Музыкальное училище. Конечно «профильное» учебное заведение, готовящее настоящих музыкантов, выросло на базе Музыкальной школы. Его возглавил директор этой школы С.Д. Пятиев.

Пришла Великая Победа и принесла время мирного труда, учебы, свершения заветных замыслов. Лучшие выпускники Музыкального училища устремились в консерватории Москвы и Ленинграда. Вернувшись в родные края с дипломами, они приняли самое деятельное участие в подъеме коми музыкальной культуры в последующие десятилетия и стали олицетворением ее достижений. Достаточно назвать имя обладательницы училищного диплома № 1 – это И.П.Бобракова, заслуженный деятель искусств России и Коми, дважды лауреат Государственной премии РК, главный режиссер и художественный руководитель Государственного театра оперы и балета РК.

Тогда, с конца 1940-х и в 1950-х годах (особенно во второй их половине) музыкально-концертная деятельность в коми столице приобрела подлинный размах. В Сыктывкар перебрались многие музыканты из Воркуты, Ухты, Инты (граница республики для них еще оставалась закрытой). Среди прибывших были Б.Дейнека, прославившийся еще в довоенные годы исполнением на Всесоюзном радио песни И.Дунаевского «Широка страна моя родная» (на стихи В.Лебедева-Кумача), обладательница чудесного сопрано В.Ищенко, усвоившая основы итальянской вокальной школы в Киевской консерватории, высокообразованный, разносторонний музыкант Н.Клаус (бывший прежде главным дирижером Государственного театра оперы и балета Белоруссии).

Руководство культурой республики (с 1938 года начальником управления по делам искусств была С.М.Попова) поставило важную цель: открыть в городе Музыкальный театр. Приказа об учреждении новой творческой организации еще не было, а репетиции «Евгения Онегина» уже начались – таким энтузиазмом горели будущие исполнители главных партий. Наступивший день первого представления – 3 сентября 1958 года – принес грандиозный успех! Вспоминали при этом, что 11 лет назад КЭБ организовал беспримерную акцию – концертное исполнение этой оперы, где партию Онегина исполнял П.Осипов, первый коми певец с консерваторским дипломом. Он не дожил до премьеры…

Театр (он являлся частью объединенного Музыкально-драматического театра) стал любимым и активно посещаемым. Репертуар его вскоре пополнился «Травиатой» Дж.Верди, затем опереттами «Белая акация» И.Дунаевского и «Холопка» Н.Стрельникова. Однако в нем «нахватало национального». Художественный руководитель Ансамбля песни и пляски (с 1953 года) композитор Г.Дехтяров взялся за сочинение оперы на материале всё той же драмы В.Савина – на этот раз произведение получило название «Гроза над Усть-Куломом» (Зарница). Либреттисты (теперь к одному из первых – С.Ермолину присоединились Б.Семячков и В.Тарантов), учли совершенно иные возможности постановки. Она заранее рекламировалась как «первая национальная опера», и успех ей был обеспечен. «Зарница» (премьера её торжественно прошла 2 декабря 1960 года) действительно стала важным событием музыкальной жизни. И всё же исполнение оперы на русском языке не вполне соответствовало понятию «национальное произведение».

Еще одна идея «национального спектакля» пришла в музыкальную труппу тоже из ансамбля. С юности работавший в нем концертмейстером-баянистом Я.Перепелица глубоко проникся духом народнопесенной, танцевальной стихии, и написанная им партитура позволяла начать работу над созданием первого коми балета.

Либретто, с использованием мотивов творчества виднейших представителей национального самосознания – основоположника коми литературы И.Куратова (деятельность его протекала в ХIХ веке), философа и писателя К.Жакова, поэта нового времени М.Лебедева, – сочинил Г.Тренев. Сценарий приобрел свой окончательный вид под редакцией балетмейстера Г.Ваховского; труппа с увлечением работала, претворяя в жизнь его замысел. Музыкальный руководитель постановки дирижер Н.Клаус работал с оркестром, добиваясь наилучшего звучания.

Дата 18 августа 1961 года в летописи музыкальной жизни занимает особое место: это день премьеры балета «Яг морт» (Лесной человек). В зале и на сцене (конечно, и за кулисами!) царил необыкновенный подъём: все понимали, что происходит нечто необыкновенное: коми профессиональная культура восходит на новую ступень. Это подтвердила долгая жизнь «Яг морта»: он не сходил с афиши 35 лет!

Первый национальный балет появился на волне песенного половодья 1950-х: в эти годы самое широкое распространение получил вокальный жанр. Выявилось немало авторов, сочинивших глубокие по музыкальному содержанию, выразительные по мелодике песни. А.Осипов, В.Мастеница, П.Чисталев и Я.Перепелица осваивали в дальнейшем и другие области творчества – инструментальные пьесы, музыку для различных ансамблей, для спектаклей драматического театра. Впоследствии к ним присоединился А.Рочев. Большие творческие достижения этих композиторов относятся уже к последней трети минувшего века.

4. РУБЕЖ ВЕКОВ: НОВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Для коми композиторов, интересно и талантливо заявивших о себе в послевоенные десятилетия, чрезвычайно важной была проблема профессиональной учебы. Только А.Осипов, которому фронтовое ранение закрыло путь к овладению игрой на любимом инструменте – скрипке, учился в Московском музыкально-педагогическом институте (на дирижерско-хоровом факультете). В 1954 году, уйдя с IV курса, он вернулся в Сыктывкар, где наряду с художественно-практической деятельностью (руководство хором Радио и Филармонией, преподавание) сочинял музыку. Главным для себя Осипов считал песенный жанр – в коми столице он опубликовал 4 авторских сборника. Увлекшись изучением фольклора Осипов закончил институт, поступил в аспирантуру и в 1965 году защитил диссертацию по теме «Коми народная песня». С тех пор композитор жил в Москве, занимаясь научными исследованиями и публицистикой, не забывая о родном крае. Коми землю он воспел во множестве глубоко прочувствованных лирических песен, романсов, хоровых произведений, лучшие из которых составили его последний сборник – «Ромашки» (1967). Первым из коми А.Г.Осипов стал членом Союза композиторов СССР.

П.Чисталев, автор многих любимых песен, тоже занимался сбором образцов коми народного песенного творчества, но его всё больше стали интересовать старинные музыкальные инструменты. Он «возрождал» их, восстанавливая принципы конструкции, сочинял для них музыку. Деятельность П.И.Чисталева встретила большое одобрение: его приняли во всесоюзную композиторскую организацию в 1968 году. В 1974 году он защитил диссертацию на материале народного инструментария.

Повышению профессионального уровня композиторов-песенников послужили двухгодичные курсы при музыкальном училище, проходившие с 1965 года. Руководил ими доцент Горьковской государственной консерватории им. М.И. Глинки В.В.Морёнов. Один из слушателей – А.Рочев сразу же поступил в консерваторию. Вскоре Я.Перепелица сочинил оперу «Парма шöрын» (В тайге). Она была поставлена в 1971 году и стала для автора неким экзаменом: в 1972 году Я.С.Перепелица с А.А.Рочевым, закончившим Горьковскую консерваторию (по классу композиции), пополнили «ячейку» профессионалов.

В 1971 году в Сыктывкар, после окончания Ленинградской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова приехал М.Герцман. Творческая сфера города сразу заметно оживилась: в училище открылось композиторское отделение, появился «кружок композиторов» и в Детской музыкальной школе. Занимая некоторое время должность художественного руководителя Республиканской филармонии, он вёл широкую просветительскую деятельность, выступал в прессе. Автор нескольких произведений крупных жанров, он уже через два года вступил в Союз композиторов СССР. Коми Республика обрела достаточное число «творческих единиц» для открытия своей композиторской организации. Но ушел из жизни А.Г.Осипов… Союз композиторов Коми Республики отпраздновал свое рождение только в 1978 году.

Создание этой авторитетной организации не просто способствовало объединению композиторских сил, но самым положительным образом повлияло на развитие всей музыкальной культуры республики. Отметим, что её «база» неуклонно расширялась: количество музыкальных школ приближалось к цифре 50, открылось второе Музыкальное училище (Воркута, 1969). Росла потребность в «своей», национальной музыке для подрастающего поколения, руководство Музыкального театра и Филармонии волновали проблемы обновления репертуара.

Отвечая на эти запросы, композиторы сочиняли музыку для детей и юношества, разрабатывали камерно-инструментальный, симфонический, кантатно-ораториальный жанры. В последнем выступали Перепелица, Рочев, наиболее успешно – Герцман. Его кантата «Песнь о 112 Уляшевых» (на стихи В.Кушманова), посвященная памяти погибших на фронтах Великой Отечественной, была удостоена Государственной премии РК. Увидели свет рампы музыкальная комедия Чисталёва «Деревенька моя» (1982), мюзикл М.Герцмана по мотивам коми эпоса «Ожерелье Сюдбея» (1978), балет Я.Перепелицы о коми партизанке «Домна Каликова» (1987). Наконец, А.Рочевым в 1978 году была создана первая в Коми симфония; вторую он сочинил в 1993 году.

М.Герцман стал первооткрывателем в музыкальном искусстве нашей республики сонатного жанра (сонаты для фортепиано, для скрипки с фортепиано, других инструментов). Пополнившие Союз в 1980-х годах талантливые выпускники Казанской консерватории им. Н.Жиганова В.Брызгалова и С.Васильев тоже осваивали масштабные концепции. Кантата В.Брызгаловой «Святочные песни» была отмечена Премией имени Д.Д.Шостаковича Союза композиторов России. В Союз композиторов Коми вступила музыковед Н.Герстле, глубокий, вдумчивый исследователь творчества своих коллег. В 1990 году она возглавила композиторскую организацию после Я.С.Перепелицы, занимавшего пост председателя 11 лет.

На «переломе» последних десятилетий века в творческий Союз вступали уже воспитанники М.Л.Герцмана – закончившие Горьковскую консерваторию С.Носков и Т.Харитонова. Сыктывкарская публика успела познакомиться с произведениями молодых композиторов; вскоре она рукоплескала первому балету их наставника «Войпель» (постановка была осуществлена в 1994 году). Н.Герстле могла бы с удовлетворением подвести итоги издательской деятельности: имелся ряд коллективных сборников (в том числе самодеятельных композиторов), у «маститых» были опубликованы авторские сборники, творчеству каждого композитора посвящался именной буклет с портретом.

Происходившие тогда перемены, однако, не способствовали ни упрочению материального положения организации, ни росту её творческого потенциала. Не увеличилась она и численно. Ушло из жизни старшее поколение; коми столицу покинули Н.Герстле и С.Носков. В новое тысячелетие вошло ровно столько энтузиастов, сколько было их в начале пути: четыре композитора и музыковед. Председателем Союза композиторов РК с 1991 года является М.Л.Герцман.

Творческая организация с достоинством пережила трудности и к своему 25-летию даже увеличилась: членский билет получила И.В.Блинникова, закончившая Ленинградскую консерваторию. (Свой путь в искусстве она начала в классе М.Л.Герцмана). Композитор И.Блинникова работает давно, у неё есть много тонкой вокальной лирики; на сцене Государственного театра оперы и балета уже прошли премьеры двух её мюзиклов («Гришуня на планете Лохматиков» и «Новогодние приключения Мадлен»). Её музыка отличается яркой образностью, в последнее время в ней очень заметны национальные мотивы.

У Союза есть «актив» – композиторы Н.Осипова и А.Горчаков (герцмановские ученики), а также музыковед М.Канева. В апреле этого года на филармонической сцене прошла премьера детской оперы Н.Осиповой «Девочка ростом с веретёнце». А.Горчаков активно разрабатывает в своём творчестве национально-фольклорные темы.

Юбилей Союза отметили 20 декабря 2003 года большим концертом в зале Республиканской филармонии, а также несколькими выездными концертами. К празднику издали буклет «Союз композиторов Республики Коми».

«Приношением XXI веку» стал выпуск сборника «Коми композиторы детям» (2002). В подготовке этого издания участвовали все члены композиторской организации. В 2004 году состоялась премьера мюзикла М.Герцмана «Тайна игрушечных сердец».

Несказанно порадовало участие представителей Коми республики в XVI фестивале музыки композиторов Поволжья и Урала, проведённом в декабре 2003 года в Ижевске. Исполнение яркой и мощной кантаты В.Брызгаловой «Сохранись вовек!» (на стихи Т.Смертиной) для солистов, хора и симфонического оркестра стало главным событием недели.

В Сыктывкаре с начала 1990-х годов на сцене Государственного театра оперы и балета РК ежегодно проводится фестиваль «Сыктывкарса тулыс» (Сыктывкарская весна). В этом году он прошёл в шестнадцатый раз. Несколько неожиданным было включение в его афишу балета Я.Перепелицы «Яг морт», около десяти лет назад незаметно сошедшего со сцены. Возникло даже сомнение: не окажется ли знакомое многим с детских лет зрелище «музейной реставрацией»? – Ведь этой музыке почти полвека.

Эффект постановки московского хореографа Б.Мягкова превзошёл все ожидания. Нельзя не признать, что «Яг морт», как и много лет назад, – большое достижение национальной музыкальной культуры. Партитура балета впечатляюще, по-новому прозвучала в прочтении дирижёра А.Дмитриева. Углублённая философская концепция, свежий взгляд, современная зрелищная форма балета – эти черты «Яг морта», покорившие зрителей, устремлены в будущее. Наш старый друг «Яг морт» как будто говорит нам: «Смелее смотрите вперёд. Достижения – будут»!

А.А.Шергина, музыковед, член союза композиторов России

2006 г.

События

02 мая 2024 Отчёт

Закрытие юбилейной XXX выставки «Мастер года»!

состоялось 26 апреля в Национальном музее
02 мая 2024 Анонс

Открытие персональной выставки Юрия Лисовского "Триединое время"

7 Мая 16.00 в Национальном музее Республики Коми
29 апреля 2024 Отчёт

90-летие Союза писателей республики

На этой неделе отметили коми литераторы
27 апреля 2024

состоялся вечер памяти Степана Ермолина.

актёра, драматурга, поэта и переводчика
24 апреля 2024 Отчёт

Неделя молодёжной книги «Читаем всей семьёй»

В Молодёжной библиотеке продолжается